За исключением оперения на ногах, датские тяжеловозы как две капли похожи на британскую породу суффольк-панч. Это сходство, возможно, не столь удивительно, если вспомнить, что в современных ютландах присутствует кровь суффольков, привнесенная английским жеребцом Оппенгеймом LXII, который стоял в датских конюшнях в 1860-е годы.
Тем не менее история породы намного древнее этого события. Тяжелые лошади выращивались на полуострове Ютландия на протяжении многих веков, по крайней мере, с двенадцатого века, когда необходимость в боевых лошадях была очень велика.
Сочетая невероятную силу с исключительно покладистым характером, ютландская лошадь идеально подходила под седло тяжеловооруженных рыцарей средневековья.
Говорят, что ютланды несут в себе кровь кливлендских гнедых и йоркширских почтовых, но, несомненно, доминирующим фактором были суффольки, взять хотя бы игреневую масть.
Механизация привела к сокращению числа этих привлекательных лошадей, но их все же можно иногда встретить на представлениях, или запряженными в тележку на городских улицах, или даже на работе в поле.
Интересные факты
Ютландская порода была определяющей при выведении шлезвигской упряжной породы, названной в честь северного района Германии и пользовавшейся в конце девятнадцатого века большим спросом для нужд городского общественного транспорта.
Вливание ютландской крови в немецкие породы продолжалось в начале этого века. Шлезвиги очень похожи на ютландов и суффольков как экстерьером, так и мастью. Однако использование тщательно отобранных булонских и бретонских жеребцов из Франции привело к появлению экземпляров серой и гнедой масти.
Тяжелая лошадь, разводимая в Ютландии, будет последней иностранной породой в нашем списке.
Что касается происхождения, ценимой в западной Европе, разнообразно применяемой ютландской расы, то известно, что низменные и плодородные берега Северного моря были с незапамятных времен родиной тяжелой лошадиной породы. Известно также, что эта порода возбудила внимание римлян при первом их появлении в названных странах и была употреблена ими для ремонтирования их кавалерии. Еще большее распространение нашла эта порода во время переселение народов; наивысшего же значения она достигла во времена рыцарства, когда от лошади главным образом требовалось, чтобы она была способна во время турнира и в бою выдержать натиск тяжелого всадника в латах. С исчезновением железных броней уменьшилось конечно и значение массивного боевого коня, тем не менее он все еще находил себе применение в рядах тяжелой кавалерии; в дальнейшем введение тяжелых экипажей и перевозка больших грузов точно также способствовали утилизации тяжелой лошади для усиленной возовой работы, возрастающей прямо пропорционально культуре, — что в свою очередь навсегда обезпечило ее разведение.
Более легкая порода наших дней, по всей вероятности, есть продукт скрещивания ютландской лошади с татарской степной лошадью, введенной готами, так как в самую Ютландии татары по-видимому не проникали. Поэтому едва ли ошибочно полагать, что ютландская лошадь есть продукт первобытной северно-морской расы, которая, по причине неудовлетворительных местных условий, потеряла в росте и в весе.
Первое, выполненное в большом масштабе, скрещивание, имевшее место в ютландском заводском округе, было внушено в двадцатых годах господствовавшею во всей среде европейского коневодства страстью к облагорожению. Совсем было упущено из виду, что первобытный продукт почвы, — тяжелая, средней величины и сильная лошадиная порода, представляет слишком ценное народное сокровище, чтобы рисковать им системой экспериментального облагораживания. Последствия такой системы вскоре обнаружились. Солидная, выносливая и крепкая, при всем том, ни особенно ходкая, ни нарядная лошадь ютландскаго полуострова, стала расти в высоту, сделалась уже, потеряла в массе и лишилась своего прежнего достоинства. Эти потери не могли быть уравновешены теми качествами, которые сообщены были облагораживающим скрещиванием с производителями королевского завода и так называемыми Иоркширскими жеребцами, а именно: более благородной формой, более чистой окраской, более внушительной величиной и лучшим ходом. Вскоре поэтому наступила реакция; поняли, что потеря превышала выигрыши взялись за всевозможные породы самого тяжелого сорта, дабы при помощи их возвратить ютландской лошади то, что было отнято у нее облагораживающим скрещиванием. Эту страничку истории ютландскаго коннозаводства не мешает вспомнить и нашим русским коннозаводчикам.
Справедливость требует однако сказать, что некоторые из ввезенных благородных производителей имели чрезвычайно благоприятное влияние на развитие ютландской породы. Между ними, на первом плане, заслуживает быть помянутым ввезенный в1846 г. юркширский жеребец „Bay Beckingham" (по всей вероятности "Buckingham"), который произвел не менее пятисот, по большей части, ценных потомков. Правнук этого „Bay Beckingham"—„Grantrop" (см. рис. 20) считается даже одним из лучших производителей, выращенных в новейшее время ютландским коневодством. Самое благодетельное влияние имели также: клевеландский жеребец„Blackwood", Аугустенбургский „Hamlet", происшедший от случки юркширского жеребца и нормандской кобылы, жеребец“Coloss II", Иоркшироае жеребцы „Sir Richard", „Ellis", „Greylock" и некоторые другие жеребцы. Между английскими жеребцами назовем„Cort'a", произведшего немало хороших полукровок, и упомянем привезенного барышником Людвигом Оппенгеймом жеребца по имени „Oppenheim", который тоже пользовался успехом.
Хотя этот жеребец вскоре по прибытии в Данию заболел ревматическим воспалением копыт и вследствие этого 7 лет спустя должен был быть уничтоженным, однако он своим потомством занял столь господствующее положение в раз-ведении ютландской лошади, что не только в настоящее время в Даши существует от 20 — 50,000 „Оппенгеймеров", но даже кровь „Орреп-heim'a" может быть доказана в жилах большинства ютландских лошадей хорошего класса.
Но несмотря на это, облагораживающее скрещивание все же принесло более вреда, чем пользы, что отчасти вероятно зависело от того, что старая ютландская раса не обладала требуемым для такого скрещивания фундаментом, и выбор чужих производителей не был сделан с надлежащим знанием дела — тогда как скрещивание, направленное с целью достижения большей массы, было несомненно полезно. По всей вероятности, в настоящее время, мнете о скрещивании было бы иное, если бы вместо начинание с крови и заканчивания массой, была бы соблюдена противоположная очередь. Мы считаем себя тем более в праве высказать такое суждение, что жеребец „Claus", который был одним из лучших представителей старой необлагороженной породы, судя по фотографии, помещенной в "родословной ютландской расы", по-видимому вовсе не принадлежал к числу лошадей, в которых можно подметить результаты облагораживающего скрещивания.
Жеребцы господствующих ныне Вальдемарского или Мункедальского семейств составляют потомство Оппенгеймского рода. Интересно, что родоначальник этого семейства, родившийся в 1870 г. жеребец „Вальдемар", происходит, со стороны матери, от английского полукровного Herdsman, а со стороны отца от английского шайрского жеребца Орреп-heim, следовательно представляет продукт столь избегаемого смешения теплой и холодной крови. Прямой потомок Вальдемара оказался Aldrup Munkedal, род. 1893 г.; представляет собою рыжего жеребца, незаменимого в коннозаводстве. Датские заводчики питают неограниченное доверие к нему, его сыновьям и внукам. Крестьяне посылают своих кобыл на далекие расстояние по железной дороге для случки с одним из этих жеребцов, несмотря на расход в 100 — 300 крон.
Каковы цены за потомков Aldrup Munkedal можно видеть по тому, что за полуторагодовалого жеребца от этого производителя и Holger (донской кобылы) было заплачено 30 тыс. кр. За самого Aldrup Munkedal'a в 1900 г. предлагали 75 т. кр., но продажа не состоялась.
По сведениям 14 тома студ-бука жеребцов ютландской расы, изд. Jensen'ом, потомки Aldrup'a руководят всем ютландским коннозаводством. В означенном томе студ-бука записаны не менее 27 сыновей и внуков этого жеребца, из них 18 от самого Aldrup'a, 6 от Prince-of-Jyllond, 1 от Tebstrup-Munkedal, 1 от Losning Munkedal и 1 от Bernhard Munkedal. Так как вообще в этом томе помещен только 41 жеребец, то „альдрупы" составляют подавляющее большинство и притом же сыновья Aldrup Munkedal'a дали лучшее потомство, чем прочие производители.
Несмотря на громадную рекламу, которая составляется Мункедальскому роду при помощи высоких цен, нельзя не заметить, что эти лошади, хотя и весьма благообразны, однако не соответствуют идеальному типу, в особенности, если подвергнуть серьезной критике задние бабки, качество и положение ног вообще и все их движения. Весьма сомнительно, чтобы преобладание альдрупской крови составляло большое преимущество для ютландской расы.
Вероятно, подобное сомнение распространилось и в кругу датских заводчиков, потому что в настоящее время, как в Ютландии, так и в Фионии и на Зеланде, большой спрос на выводных бельгийских жеребцов. Кажется, пришли к убеждению, что ютландская лошадь, в достоинстве которой все убеждены, тем не менее, слишком легка и не имеет достаточно широкого хода, почему не соответствует требованиям поставленным ныне для тяжеловозов. Ютландская лошадь представляет собою среднюю форму, так сказать, ни рыба ни мясо, и так как во всей области заметно ощущается недостаток первоклассных производителей, то, вероятно, наступил момент необходимого освежения местной расы привозом соответствующих бельгийских жеребцов.
Это предположение, весьма возможно, оправдается, потому что характерные черты бельгийской лошади малого калибра, выращенной в Арденнах и Люксембурге, составляют: сбитый, короткий, широкий и глубокий корпус; креп-Kie, cyxие ноги и суставы; здоровое копыто, великолепные энергичные движения на шагу и рыси и замечательно добродушный темперамент; вообще такие качества, которые могут соединиться с качествами ютландской расы. Бельгийская лошадь вообще передает свои качества чужим расам с редкою точностью, что видно из примера, что в Швеции, производящееся в течении 35 лет скрещивание с арденской лошадью, создало тип, который в настоящее время по высоким ценам вывозится в Германию и Дании; в 1907 г. за время с тля по октябрь вывезено из Швеции в Данию 900 взрослых лошадей и 385 жеребят; последние все были бельгийского происхождения и не менее 300 из них назначены к перепродаже в Германии. Датчане уже успели заметить, что немецкие торговцы охотнее покупают шведских, нежели датских жеребят.
Как бы то ни было, но в настоящее время цель коневодства во всем ютландском округе состоит в том, чтобы заботливым улучшением в себе, произвести типичную, тяжелую рабочую лошадь со следующими, в лучших экземплярах расы уже существующими, свойствами: Рост—1,73м. измеряя лентой (= около 1,69 м. при измерении палкой); весь: 700 — 750 кило; не слишком большая и не слишком малая голова с широким лбом и хорошо приставленными ушами, короткая, толстая шее; поясная мера: 1,75 — 2,00 м.; довольно косые, мускулистые, но не отягощенные плечи; хорошо округленные ребра; короткая спина; широкая мускулистая поясница; широкий, круглый зад; широкий, мускулистый, не слишком отлогий крестец; хорошо приставленный хвост; крепкие, нормально-поставленные конечности; большие щетки; большое, круглое, прочное копыто; объемистые движения; выносливость; кроткий темперамент.
Обыкновенная ютландская лошадь лишена однако многих из перечисленных здесь свойств. Между ними часто встречаются безобразные головы, крутые, короткие плечи, тонкие, слабые задние голени, нечистые скакательные суставы, неправильно—большею частью по-французски—поставленные передние конечности, длинное берцо недостаточной ширины, худое закривление ребер, слишком короткие ложные ребра, слишком длинная спина, узкий крестец, узкий зад, плохое положение углов, малый шаг и недостаток выносливости. Достойное внимание изображение ютландской расы помещено в одной из книжек „Иппологического Обозрения" графа Врангеля. Автор этого наброска, датский помещик и коннозаводчик В. фон Гаффнер, высказался об ютландской лошади наших дней следующим образом: “Тип ютландской лошади, несмотря на присутствие в различных степенях чужой крови, довольно цельный.
До сих пор ютландская лошадь была средней величины (1,50 —1,60 м.). Нельзя согласиться с современным стремлением к увеличению размеров даже с заводской точки зрения. Повсюду оказалось, что переход естественных границ нарушает гармонию форм. Кроме того в заводах очень рослые кобылы никогда не оказывались полезными.
„Голова довольно коротка с широким лбом и с часто несколько низко приставленными и широко расставленными ушами; шее почти всегда тяжелая и скорее короткая, нежели длинная; глаза средней величины и светлые; грудь широкая; объем груди большею частью хорош; спина хорошая и подходящей длины; вся лошадь спереди стоит ниже, нежели сзади. Относительно внешних форм отличаются между собою лошади, в жилах которых течет чистая кровь (происходящие от выше упомянутого „Оппенгейма"). Первые более тонки телом и им часто-также недостает несколько в ширине крестца, тогда как последние обнаруживают более мощный верх и более полный крестец. Задние голени являются плоскими и сильными, но зачастую слишком крутыми в скакательных суставах, которые к тому же кажутся несколько губчатыми. Передние ноги в берцовой кости несколько круглы и часто с французской постановкой, бабки обыкновенно средней длины, но на задних конечностях не редко мягки, копыто вообще удовлетворительно. Движения довольно объемисты, но не легки, часто спереди несколько высоки, а сзади узки. Нрав кроткий и послушный, хотя и не очень живой. Масть чаще всего гнедая или рыжая, но имеются также и другие масти, даже чалая, хотя последняя ныне встречается реже. Рассказывают, что в жилах последних течет немного испанской крови, которая приписывается жеребцам, пришедшим в 1808 г. с испанскими войсками в страну, и ими оставленным здесь при выступлении. Белые отметины в настоящее время гораздо реже, нежели прежде.
„Воспитание оставляет все еще желать многого; молодая лошадь питается хорошо, но стоит слишком долго в стойле, вследствие чего происходит часто некоторая губчатость ткани, полнота пяточных суставов и мягкость задних бедр. Зимою молодая лошадь многие дни не выходит из стойла. О ранней запряжке у ютландца нет и помину; если же наконец животное запряжено, то все идет pianissimo. И так острый темп не долюбливается, вследствие этого все лошади очень кротки и послушны в работе; они должны однако все научиться сперва работать и потому в первое время с ними обращаются очень бережно. Для сбыта, молодых лошадей их просто откармливают, вследствие этого на всех рынках Ютландии лошади, подобно рогатому скоту, подразделяются на хорошие жирные и на хорошие худые. Эта привычка до того вкоренилась, что трудно было бы от нее отстать, как барышнику, так и заводчику; покупатель платит преимущественно за жир. Новое Общество заводчиков справедливо поэтому обратило свое внимание на то, чтобы дать более движения молодняку и поэтому ревностно занялось устройством паддоков".
В качестве сельскохозяйственной лошади, ютландская лошадь заслуживает полнейшей похвалы; факты, собранные в этом направлении, говорят об ее достоинстве. В качестве же упряжной лошади, она менее годна, по причине тяжеловесности в своих движениях, а для верховой езды она всего менее пригодна. В последнее время начали уже из Германии закупать большие партии отъемышей, для того ли, чтобы их вырастить для работы, или же для завода, нам неизвестно; во всяком случае при рациональном воспитании могли бы получиться из этого материала хорошие пользовательные лошади; однако же для заводских целей значение их не велико. Вопрос — годятся ли ютландские жеребцы в качестве заводского мaтepиaлa, мы склонны отрицать самым положительным образом. Было бы однако очень трудно сказать, чего можно достигнуть помощью таких жеребцов. Скрещивание этих производителей с культурными кобылами наверное лишь увеличило бы ряд неудачных экспериментов. Нет, мы примем ютландскую лошадь за то, что она есть, а именно: как очень дельную рабочую лошадь для обработки полей повсюду, где не требуется слишком скорый темп. Предоставим поэтому ютландцам славу, на которую они имеют законное право; будем черпать там, где нам кажется уместным, из этого источника мaтepиaл для потребление, но будем воздерживаться от всяких опытов скрещивания, которые нам никакой пользы не принесут, а легко могут принести вред первобытному источнику.
Испытанный знаток тяжелой рабочей лошади, Генрихфон НатузиусАльтгальденслебен, пишет относительно коневодства в Ютландии: „Тяжелые заводы значительно поднялись, и предположение, высказанное мною в 1871 году, что в стране, из которой происходит столь xopoшиe мерена, должны находиться и годные жеребцы, сделалось действительностью. Завязалась оживленная торговля жеребцами в Америку и цены поднялись до того, что менее чем за 2,000 талеров нельзя получить хорошего жеребца. Относительно вывезенных из Дании, собственно из Ютландии, то это были животные хорошо сложенный, — но все таки, собственно говоря, не тяжелые лошади; я ценил бы их менее рыночной цены, находя, что это собственно та же мягкая нидерландская лошадь. При одинаковом весе за нее щедро платят наравне с арденом для пахания в провинции Саксен; по-видимому, однако, последнюю предпочитают для фабричного хозяйства, — тогда как первую для сельского хозяйства. Болезни акклиматизации (мыт) переносятся датчанами хуже; но раз лошадь превозмогла их, то она становится не менее продолжительно годною к службе, нежели бельгийцы.
“Масти большею частью гнедой, рыжей, вороной и серой. Наблюдаемые часто прежде большие отметины исчезли. Все это вместе с приобретением некоторой плотности ткани составляет остающуюся заслугу клевеландских жеребцов, во множестве употреблявшихся для скрещивание и когда-то грозивших датскому коннозаводству падением, но. во время удаленных и оставленных".
Что датскому заводчику остается еще многое улучшать и выровнять,— то это едва ли можно оспаривать.
Тот утешительный факт, что в ютландской заводской области добились познание прежде совершившихся ошибок, и что для коневодства страны поставлена цель, не почерпнутая из мира идеального, а соответствующая практическим задачам — дает право надеяться, что прилежному и интеллигентному датчанину удастся завоевать своей национальной лошади выдающееся место в ряду тяжелых рабочих пород. Появившееся недавно „Stambog ofer Heste af Jydsk Race Hingste", af I. lensen (родословная лошадей ютландской расы,— I. Иензена), которое, кроме очень интересной истории и описания этой расы, содержит родословные 400 местных жеребцов и 75 производителей чуждого происхождения, служивших в ютландской области, равно как 8 очень удачных снимков знаменитых жеребцов, — свидетельствует о серьезном отношении, с которым датские иппологи приступили к своему реорганизационному труду. В настоящее время закончено XV томов. 1-й реестр кобыл вышел в 1891 г. и IX в 1908 г.
Самые тяжелые и лучшие экземпляры этой породы (см. рис. 23 на стр. 149. Датской лошади) встречаются в местностях: Ти, Саллинг и Рандерс. Самая крупная выставка бывает в Горзенсе. В последнем городе устраиваются большие конские ярмарки, представляющая иностранным купцам превосходный случай для закупки четырехлетних пользовательных лошадей и жеребят. На конской ярмарке в Рандерсе обыкновенно бывает средняя цена для продажных лошадей 1-го класса. 780 до 800 крон, а для так называемых „трамвайных" лошадей 400 до 500 крон за голову. С 90-х годов прошлого столетия ютландская лошадь подвинулась в своем улучшении значительно вперед,, благодаря организации специальных конских выставок и установлению сельскохозяйственной инструкторской организации. Между прочим на выставке в Дании введено интересное правило, требующее от каждой представленной на выставку лошади обязательного пред экспертизой пробега на 3 километра в известного веса экипаже, в определенную норму времени, минут около 12, не требующую проявление резвости, но лишь доказывающую известную работоспособность. Кроме того, по уверению датчан, после усиленного движения все недостатки выступают яснее. Не попавшие в норму лошади к экспертизе не допускаются. Забавно бывает видеть бегущих медленной рысью тяжеловозов между стеной стоящей толпы местных крестьян, понуждающих голосом и восклицаниями своих товарищей.