http://s58.radikal.ru/i161/0908/f1/98f24d7f6f10.jpg
Экстерьер: лошадь среднего роста с широкой грудью, угол плеча должен быть 45 градусов; смелые глаз и хорошо сформированные уши. Эти лошади должны иметь хороший характер и быть легко управляемыми.
Высота в холке: 145–164 см.

Вес: 455–590 кг.

Масть: игреневая в различных оттенках, допускается наличие «яблок». Белые отметины на ногах не должны быть выше скакательных или запястных суставов, а отметины на морде допускаются, если они не очень крупные.

Особенности: у этих лошадей естественная четырехтактная иноходь (рэк). При движении лошади можно легко сосчитать четыре отчётливых удара копыт, ритм точно такой же как и на шагу: левая задняя, левая передняя, правая задняя, правая передняя. Каждая отдельная лошадь обладает своей собственной скоростью и идет устойчивой иноходью от 7 до 20 миль за час. Этот аллюр присутствует от рождения, не требует специальных вспомогательных тренировок или амуниции (то есть цепей, шор или «ботинок», наращивающих длину копыта.)
Лошадь скалистых гор… Красиво звучит, да и выглядит привлекательно. Обладательница редких мастей, необычных аллюров и замечательного характера, эта порода к тому же идеальна для езды в горах. Роки маунтин (Rocky Mountains – Скалистые горы) – порода сравнительно молодая, хотя она все же старше, чем может показаться: эти выносливые и удобные в содержании лошадки были хорошо известны задолго до появления студбука в 1986 году. Но хотя за годы существования официального регистра численность породы заметно выросла, порода остается малочисленной, по крайней мере по американским меркам: в самом деле, что такое три тысячи роки маунтинов против трех миллионов кватерхорсов или двухсот тысяч арабов! Даже в Штатах эта порода остается своего рода экзотикой, в Европе же можно встретить лишь считанные экземпляры.
Если взять карту США и отметить на ней сначала Скалистые горы, а потом основной район распространения породы роки маунтин, окажется, что это едва ли не противоположные концы страны. Родиной этих лошадей – у подножия совсем других гор, Аппалачей. Одна из загадок породы – она носит название местности, которая вовсе не является центром ее происхождения…

История происхождения этих загадочных «горцев» основана на изустных преданиях. Считается, что начало породе положил один жеребец, приведенный откуда-то из Скалистых гор. В конце XIX века некоторые жители штата Виржиния отправились в поисках лучшей доли на Запад, однако на новых землях их ждала неудача, и переселенцам пришлось вернуться. Жеребчика они продали, и в конце концов он оказался на востоке штата Кентукки. Сегодня уже трудно сказать, какой породе принадлежал этот жеребец, если его породу вообще можно было определить. Есть предложения, что в его жилах могла течь благородная испанская кровь, хотя вопрос о том, насколько велика была доля этой крови, естественно, тоже остается открытым.

Потомком этого «пришельца с Запада», не оставившего даже своего имени для истории, стал игреневый жеребец Оулд Тоуб, рожденный в 1927 году на ферме Сэма Таттл. Мистер Таттл много лет предоставлял услуги по конному туризму в национальном парке Нейчерал Бридж, так что он прекрасно представлял, какой должна быть лошадь для путешествий по горам. Оулд Тоуб зарекомендовал себя с самой лучшей с самой лучшей стороны – надежный, выносливый, с прочными ногами и удобными аллюрами. А главное, ему можно было доверить самого неумелого всадника: жеребец отличался на редкость покладистым характером. Но пожалуй, больше всего поражает его долголетие – Оулд Тоуб пал в возрасте 37 лет, причем чуть ли не до последних лет дней использовался как производитель. Впрочем, если Оулд Тоуб действительно был именно сыном «жеребца с Запада», то, видно, он унаследовал «геныдолгожительства» от своего отца
Оулд Тоуб оказался препотентным производителем – свои замечательные качества он стойко передавал многочисленному потомству. Фактически он стал основателем нового типа лошадей, быстро получившего признание среди кентуккских фермеров. С легкой руки мистера Таттла за ними так и закрепилось название «лошади Скалистых гор». К Оулд Тоубу восходят родословные большинства современных представителей породы.
Несомненно, материнская основа тоже имела большое значение. Кентукки находится как бы на границе двух «зон распространения» конских пород: с юга сюда попадали лошади испанского корня, а с северо-востока – английские. К слову, соединение этих кровей стало основой для большинства верховых пород США. Что-то «неуловимо испанское» можно разглядеть и в современных роки маунтинах: компактное широкое туловище на тонких, но прочных ногах, приятный изгиб шеи. Это, конечно, не прямое влияние испанских предков, затерявшихся во тьме веков и поколений, а результат направленной селекции: ведь помимо конного туризма и любительской езды, одна из весьма популярных сфер применения этих лошадок – специальные шоу. А лошадь для шоу должна быть красивой, даже если это лошадь горная…

В центре внимания селекционеров и судей – особая гордость роки маунтина, его плавный и удобный для всадника аллюр, хода. Надо сказать, среди американских верховых пород значительное число специализируется именно на этом аллюре. Американские верховые (сэддлбреды) и теннесийские лошади выходят на арену с англизированными хвостами, в специальных подкладках под подковами, поднимающих и без того от природы высокий перед, и, плавно неся своих всадников, умудряются одновременно показывать своими передними ногами чуть ли не чудеса акробатики, задирая их на неимоверную высоту. Для роки маунтинов все эти ухищрения неприемлемы, аллюр должен быть естественным. То есть никаких специальных подков, цепей, никаких «прибамбасов» для тренировки, никаких «издевательств» над внешностью коня. Хода роки маунтина должна быть неспешной, размерной и настильной. Низкий вынос ног компенсируется большим захватом пространства. Именно такая хода наиболее удобна и для всадника, и для коня, именно таким аллюром лошадь может часами без устали бегать по горам.

Правда, как отмечают некоторые специалисты, потенциальная опасность для этой немногочисленной породы таится именно в шоу – ринге. Американские шоу давно превратились в особую индустрию, в которой при всем разнообразии пород-участников есть свои лидеры, и созданный ими образ так или иначе откладывается в умах. Показателен пример другой, гораздо более широко известной американской породы, морганов: в свое время эта порода, кстати, старейшая в стране, отличалась универсальностью и дельностью и по своему облику также была именно «лошадью на все случаи жизни»: и в бричку запрячь, и в сеялку, и верхом покрасоваться. Однако в последнее время под влиянием шоу-ринга морганы становятся все более «декоративными». Как найти свою «золотую середину», а главное, как в ней удержаться, сохранив и свое лицо, и популярность, - актуальный вопрос для многих пород по обе стороны Атлантики…
У роки маунтина есть целое семейство «родственников» - пород и отродий горных лошадок. Роки маунтин, роки плежер, кентакки маунтин… Новичку легко «заблудиться» в этом разнообразии, ведь фактически это все варианты на одну и ту же тему, которые отличить «в лицо» будет сложно даже специалисту. На самом деле порода одна, а за разными названиями скрываются ассоциации, которые регистрируют лошадей, по тем или иным причинам не соответствующих требованиям студбука роки маунтинов. Так, в родословных кентакки маунтинов (кентуккских горных лошадей) могут присутствовать предки других пород, в то время как роки маунтином имеет право считаться только лошадь, у которой оба родителя признанные роки маунтины. Многие лошади зарегистрированы сразу в двух и даже трех племенных книгах, что лишний раз доказывает – не всякое новое название обозначает новую породу. Можно считать это особой формой признания: лошадь Скалистых гор стала так популярна, что появились ее «подделки».
Возможно, то что племенная книга лошадей Скалистых гор появилась так поздно, имело и некоторые положительные стороны: ее работа сразу была основана на самых современных методах. В середине 80-х годов прошлого века Кентуккский университет провел исследование роки маунтинов и обнаружил у этой популяции генетическое своеобразие, подтверждающее ее статус самостоятельной породы. В сфере исследований наследственных особенностей ассоциация любителей лошадей Скалистых гор оказалась одной из самых активных.

Есть у лошади Скалистых гор еще одна особенность, делающая эту породы по-настоящему уникальной. В конце концов, бегать ходой в штате Кентукки многие умеют, по горам лазать тоже немало специалистов найдется. А у лошади Скалистых гор есть еще одна «фенечка» - редчайшая масть, вернее даже целый набор уникальных мастей.
На первый взгляд ничего особенного: бурая и бурая. Или скорее даже игреневая, потому что к красивому шоколадному тону «рубашки» часто «прилагается» почти совершенно белая грива. Только оттенок масти чем-то настораживает, даже не сразу поймешь, чем, - и эти «яблоки» по всему телу… А между тем генетически масть такого игреньки не имеет ничего общего с привычными светлыми гривами темно-рыжих тяжстью тяжеловозов или бурой мастью каких-нибудь тракенов или буденновцев. Эти «обычные» варианты бурой и игреневой мастей являются производными рыжей масти, а окраска лошади Скалистых гор – вороной и гнедой.

«Шоколадная» масть – результат действия особого доминантного гена, получившего у западных генетиков название silver dapple, то есть «серебристый в яблоках». Хотя, наверное, по-русски правильнее было бы назвать это чудо «серебристогривая в яблоках», ибо шоколадный – лишь один из многих оттенков, которые дает ген silver, и единственное, что их объединяет, это белые грива и хвост. Этот ген, помимо лошадей Скалистых гор, довольно широко рапространен только в исландской породе и среди американских миниатюрных лошадей. Правда, в небольшом количестве такие лошади встречаются и среди других американских пород, а также шетлендских пони и тяжеловозов. Иногда эту масть бывает довольно сложно отличить от других, так что истинные масштабы распространения гена могут оказаться гораздо больше.

Ген silver dapple – ген-модификатор, то есть он действует «поверх» основных мастей – вороной, гнедой и рыжей. Эти три масти служат основой для образования всех остальных мастей: например, особый ген осветитель, «осветляющий» рыжий пигмент, превращает гнедую в буланую, а рыжий пигмент, превращает гнедую в буланую, а рыжую в соловую, другой ген перераспределяет пигменты так, что из вороной масти получается мышастая, из гнедой саврасая, а из рыжей каурая. «Серебристый» ген осветляет только черный пигмент. Правда, при этом его воздействие почему-то оказывается наиболее сильным именно на гриве и хвосте. У рыжей лошади черного пигмента нет, поэтому присутствие гена silver dapple на ней никак не скажется. А вот у вороной черная окраска превратится, в зависимости от степени осветления, в темно-коричневую, желто-серовато-бурую или даже дымчато-серую. Как отличить более темные, шоколадные оттенки «серебристогривой» масти от обычных бурых с белой гривой игренек? Грива «серебристого» коня в основе своей черная, поэтому те немногие не белые волоски, которые в ней попадаются, имеют черный или серый цвет. У игреневой лошади без гена silver, то есть генетически рыжей, цветные волоски в гриве будут коричневыми.

Еще один характерный вариант окраски: корпус ярко-рыжего или красно-коричневого, «гнедого» цвета, на ногах же сохраняются, хотя и в несколько «смазанном» виде, черные «чулки», характерные для гнедой масти. Бывает, что черный пигмент в этих «чулках» высветляется почти так же сильно, как в гриве и хвосте, и тогда они приобретают весьма «линялый» вид. Эту масть часто называют silver bay, что можно расшифровать как «действие гена silver по гнедой основе». Любители роки маунтинов придерживаются своей классификации мастей и всех лошадей с бурой шерстью называют шоколадными, но и у них для экземпляров в черных «чулках», кстати, довольно редких, припасено особое название red chocolate, что опять же намекает на наличие каких-то структурнх отличий. Высказывается также мнение, что более светлые (сероватые) варианты «серебристогривых» мастей принадлежат лошадям с двойной дозой гена, в то время как шоколадные оттенки свидетельствуют о гетерозиготности, то есть о наличии лишь одной «порции» гена. Однако на генно-молекулярном уровне все эти различия не установлены, впрочем, и сам ген пока не расшифрован, хотя ученые уже «подобрались» к нему довольно близко.
На самом деле помимо «серебристого» гена на результат, то есть окраску, которую мы видим, может влиять множество других генов, которые в других ситуациях придают те или иные оттенки основным мастям или просто «находятся рядом». Масть не является породным признаком для лошадей Скалистых гор, не регистрируются только пегие, чубарые и сильно отметистые лошади. И хотя «шоколадные» оттенки являются наиболее характерными, среди представителей породы много обычных вороных, гнедых, рыжих, буланых, соловых и прочих. Можно только представить, какой коктейль окрасок складывается из этого разнообразия генов.

Специалисты Мичиганского университета обнаружили и один не очень приятный ген, сцепленный с геном silver. Этот ген, получивший название ASD, вызывает некоторые отклонения в развитии структур глаз. Правда, в большинстве случаев эти отклонения не причиняют лошади никакого беспокойства и даже не всегда проявляются, и лишь у каждой десятой из лошадей, гомозиготных по ASD, возникают проблемы со зрением.

Правда, хромосомы, аллели – это все для ученых и любителей генетики. Простому коннику важнее получить хорошую лошадь. Роки маунтин – хороший вариант для тех, кто предпочитает конные походы и романтику дальних путешествий, а также для любителей «прирожденных иноходцев». В лошадях Скалистых гор удачно сочетаются признаки аборигенных и заводских пород. С одной стороны, они достаточно неприхотливы и выносливы, у них хорошее здоровье и, как у всех горных лошадей, очень прочных копыта. С другой стороны, не в пример многих «аборигенам», они добронравны, спокойны и легко подходят даже для начинающего всадника. А для тех, кого не устраивает перспектива «просто кататься для себя», эта порода предоставляет прекрасную возможность показать себя в шоу-ринге.

Роки маунтин – лошадка «среднего калибра», и это даже зафиксировано в стандарте породы: рост ее представителей должен находиться в пределах от 145 до 160 см. Характерно наличие не только нижней, но и верхней границы – ведь у нас в коневодстве довольно часто «чем выше, тем лучше». Правда, если отвлечься от требований большого спорта и сосредоточиться на гармонии форм и экономичности содержания, то слишком большой рост может оказаться скорее помехой, чем преимуществом. Голова средней величины, с прямым профилем и выразительными глазами, шея с довольно высоким выходом, прямая или с небольшим изгибом. Требования стандарта – широкая грудь, лопатка, поставленная под углом 45 градусов, а также добрый нрав и отсутствие поведенческих проблем.